продолжение 3...
19 февраля генерал Миллер, бросив свою армию на произвол судьбы, бежал на ледоколе «Козьма Минин». Белые пытались увести лучшее посыльное судно флотилии — «Ярославну», но из-за неблагоприятной ледовой обстановки вынуждены были его бросить. Ледокол «Канада», команда которого перешла на сторону Советской власти, бросился в погоню за «Козьмой Мининым», настиг его в горле Белого моря и имел с ним артиллерийскую перестрелку, но задержать белогвардейский ледокол «Канаде» не удалось.
20 февраля Архангельск был освобожден войсками Красной Армии. Одновременно в Мурманске произошло восстание рабочих, матросов и солдат, руководимое подпольной организацией большевиков, и 22 февраля здесь была восстановлена Советская власть. Белые власти Мурманска бежали на пароходе «Ломоносов». В марте 1920 г. освобождение Севера было завершено.
Таким образом, белым не удалось увести за границу оставшиеся суда флотилии СЛО. Однако, как уже говорилось выше, значительная часть судов флотилии оказалась в силу различных причин за границей. Эти суда, за исключением ледоколов «Святогор» (ныне «Красин») и «Св. Александр Невский» (ныне «Владимир Ильич»), не были возвращены Советскому правительству. В Англии остались: захваченный еще в 1918 г. англичанами крейсер «Аскольд»; крейсер «Варяг», ожидавший в Англии ремонта с 1917 г. и проданный после гражданской войны бывшим русским военно-морским атташе в Лондоне на слом; миноносцы «Властный» и «Грозовой»; посыльные суда «Млада», «Рассвет» и «Порыв», шедшие перед Октябрьской революцией в Россию после переоборудования и ремонта, первое — из Италии, а два последних — из США. При этом «Млада» уже в 1920 г. числилась в составе английского флота под названием «Элекрити» и служила яхтой и посыльным судном командующего английским флотом в китайских водах, а «Рассвет» под названием «Сэпрайз» — яхтой и посыльным судном командующего английским флотом в Средиземном море. Из числа тральщиков, захваченных англичанами во время гражданской войны, четыре тральщика (Т13, Т14, Т16 и Т17) находились в составе английского флота вплоть до второй мировой войны. Ледокол «Микула Селянинович» был продан в Шербурге Канаде за 3228 тыс. франков. Два ледокола — «Козьма Минин» и «Илья Муромец» — были в 1928—1929 гг. переоборудованы в минные заградители и вошли в состав французского флота под названиями «Кастор» и «Поллукс». Посыльное судно «Злата» осталось во Франции, где оно проходило переоборудование, а посыльные суда «Восход» и «Рогдай» (б. ледокольный пароход) и тральщики Т43, Т44 и Т45 — в Америке. Судьба их неизвестна.
Состояние судов флотилии СЛО после освобождения Советского Севера оставляло желать много лучшего. Мировая, а затем гражданская война при почти полном отсутствии серьезных ремонтных средств у флотилии, а также варварское хозяйничанье белогвардейцев и «союзников» привели суда флотилии к полному упадку. Советскому командованию пришлось создавать морские силы на Севере из судов, оставшихся после бегства белогвардейцев. При этом были использованы как наиболее пригодные военные суда, так и имевшиеся ледоколы.
Приказом от 26 июня 1920 г. был определен следующий состав «Морских сил Северного моря»:
1. Морской отряд.
2. Речная флотилия.
3. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана.
4. Гидрографическая экспедиция Белого моря.
5. Дирекция маяков и лоции Белого моря.
6. Суда береговой обороны Мурманского района.
7. Водолазно-спасательная партия.
В морской отряд вошли: линейный корабль «Чесма», вспомогательные крейсеры «Лейтенант Дрейер» (б. ледокол «Иван Сусанин»), «Лейтенант Шмидт» (б. ледокол «Князь Пожарский»), «III Интернационал» (б. ледокол «Канада»), крейсеры-заградители (б. посыльные суда): «Ярославна», «Горислава» и «Соколица», эскадренные миноносцы «Капитан Юрасовский» и «Лейтенант Сергеев», подводная лодка «Коммунар» (б. «Св. Георгий»), восемь сторожевых катеров, два катера (Р5 и Р
, два тральщика (Т15 и Т24) и моторная яхта «Светлана».
В «Береговую оборону Мурманского района» входили семь сторожевых катеров, четыре тральщика и два парохода, а в гидрографические экспедиции и «Дирекцию маяков и лоции Белого моря» — гидрографические суда, пароходы, катера и несколько бывших тральщиков.
С окончанием гражданской войны непригодные к службе и устаревшие суда были исключены из строя, а остались главным образом гидрографические суда. Ледоколы же были переданы торговым портам.
Примечания
1 ЦГАВФ, ф. 129р, д. 64. л. 47. Сюда не вошли вспомогательные суда, приписанные к военным портам Северного Ледовитого океана и Белого моря а также сторожевые катера.
2 ЦГАВМФ, ф. 129р, д. 89, л. 20; д. 84, л. 128.
3 Статья «Об участии морского ледокола „Микула Селянинович” в бою на Кемском фронте».— «Известия Архангельского Совета», 30 апреля 1918 г.
4 ЦГАВМФ, ф. 418. оп. 3, д. 71. л. 9.
5 Например для формирования флотилии белых на Онежском озере было отправлено семь сторожевых катеров.
6 ЦГАВМФ, ф. 429р, д. 64, л. 60.
7 «Интервенция на Севере в документах», М., 1933, стр. 38.
8 ЦГАОР СС, ф. 17, д. 13, лл. 208—209.
9 ЦГАВМФ, ф. 164с, д. 98, л. 74.
10 ЦГАВМФ, ф. 129р, д. 64, лл. 107—108.
11 ЦГАВМФ, ф. 164с, д. 98, л. 355
12 ЦГАВМФ, ф. 164с, д. 98, л. 7.
13 ЦГАВМФ, ф. 129р. д. 64, лл. 60, 349; ф. 164 с, д. 7, лл. 134—135; д. 94, л. 38:. д. 98, л. 31.
14 ЦГАВМФ, ф. 129р. д. 64, л. 64.
15 ЦГАВМФ, ф. 164с, д. 153, л. 192.
16 ЦГАОР; ф. 130, оп. 12, д. 7. л. 12.
17 ЦГАВМФ, ф. 164с, д. 7, л. 154.
"ЗВИНЯЙТЕ",
может это все и не нужно, но на всякий случай, раз уже подвернулось....