Линейный корабль "12 апостолов"

 

Количество листов: 3 + спецификация
Формат листов: A3

Размер файла 1.19 MB Закачек 55

Описание, история

«Двенадцать апостолов» — российский парусный линейный корабль I ранга, спущенный на воду на Николаевской верфи в 1841 году. Впоследствии со стапелей сошли два аналогичных корабля: «Париж» (1849) и «Великий князь Константин» (1852). Входил в состав Черноморского флота, принимал участие в обороне Севастополя, в ходе которой в феврале 1855 был затоплен. Осенью 1861 года после неудачной попытки подъёма взорван. Изображён на восьми полотнах И. К. Айвазовского, в том числе на картине «Корабль «Двенадцать апостолов»» (1897).

История строительства

26 сентября (8 октября) 1835 года Николай I утвердил состав судов Черноморского флота, включавший в себя три линейных корабля I ранга. Новый корабль такого класса был заложен на Николаевской верфи 4 (16) октября 1838 года, 28 октября (9 ноября) он получил имя «Двенадцать апостолов». Строился он при главном командире Черноморского флота М. П. Лазареве, который способствовал введению в русском судостроении множества новшеств, перенятых у британских специалистов. Проект «Двенадцати апостолов» составил в 1837 году начальник Николаевского корпуса корабельных инженеров полковник Д. И. Воробьёв, строительными работами руководил С. И. Чернявский, обучавшийся в Портсмутском адмиралтействе в Англии.

Все работы, связанные с работами на «Двенадцати апостолах» по личному указанию Лазарева выполнялись в первую очередь и без отлагательств, Чернявский также имел приоритет в подборе строительных материалов. Корабль строился с использованием новейших технологических достижений как в конструкции, так и в вооружении. Спущен на воду он был 15 (27) июня 1841 года. Важные нововведения Лазарева касались заготовки леса, а также использования закрытых эллингов, которые позволили существенно увеличить срок службы кораблей. Если ранее он составлял 8 лет, то «Двенадцать апостолов» даже через 10 лет службы находился в отличном состоянии.

Конструкция

Киль корабля состоял из двух рядов дубовых деревьев, из которых верхние связывались горизонтальными замками в накладку, нижние — вертикальными замками на шипах. Подобная конструкция была предложена Оливером Лангом в 1833 году. Ширина киля менялась от 0,53 м в мидель-шпангоуте до 0,46 в носу и 0,41 в корме. Высота — соответственно от 0,64 до 0,81 и 0,97. Под килем был фальшкиль, по ширине равный килю и высотой в 0,15 м. С главным килем он крепился намеренно слабо, отрываясь при сильном ударе о грунт и защищая первый от повреждений.

На «Двенадцати апостолах» впервые в российском кораблестроении была применена система крепления трюма У. Саймондса: деревянные ридерсы и раскосины заменены железными, составлявшими основную часть диагонального набора. Эта схема позволила снизить массу и увеличить прочность корабля. «Двенадцать апостолов» отличался от более ранних кораблей также формой кормы: эллиптической вместо традиционной четырёхугольной.

Часть корпуса ниже грузовой ватерлинии обшивалась медными листами 102х356 мм толщиной 1,6 мм. Всего их было использовано 5300 штук.

Украшение и внутреннее убранство

Внутренее убранство корабля было роскошным, так что некоторые офицеры сравнивали его с отделкой императорских яхт. В салоне был устроен мраморный камин, в галереях висели турецкие ковры, адмиральская и капитанская каюты украшены красным деревом, во всех офицерских каютах для очистки воздуха применялись вентиляторы.

Нос «Двенадцати апостолов» был украшен двуглавым орлом с позолоченными клювом, когтями и коронами. Позолоченной была и кормовая резьба.

Вооружение

Часто используемый эпитет «120-пушечный» обозначает I ранг линейного корабля, фактическое число орудий на «Двенадцати апостолах» составляло 130. Мощнейшими из них были 32 (позже 28) новые, появившиеся в 1830-х, 68-фунтовых бомбических пушки, установленные на гондеке (нижней орудийной палубе). Пушки стреляли как обычными сплошными ядрами, так и разрывными снарядами (бомбами). Они были отлиты на Олонецком Александровском заводе в 1839—1841 по образцу английских орудий с купленных для Кавказского корпуса пароходов «Колхида» и «Язон». Профессионализм артиллеристов позволял вести из них огонь со скоростью 2 выстрела в минуту.

Из 32 бомбических пушек 4 были заменены 36-фунтовыми длинными пушками. На мидель-деке были установлены 34 36-фунтовых коротких пушки, на опер-деке — 34 36-фунтовых пушко-карронад. На шканцах и баке находилось ещё 24 24-фунтовых пушко-карронады.

История

Первым капитаном «Двенадцати апостолов» стал Владимир Алексеевич Корнилов. Он установил на судне строгую дисциплину, уровень подготовки команды в это время также был высоким. В 1845 году Николай I провёл смотр Черноморского флота (проводились раз в 7 лет), а на «Двенадцати апостолах» почти всё лето находился великий князь Константин Николаевич.

В 1847—1848 Корнилов был командирован в Лондон для покупки пароходо-фрегата. Новым командиром корабля стал капитан-лейтенант В. А. Ергомышев. В 1849—1853 капитаном корабля был А. И. Панфилов. Летом 1850 года «Двенадцать апостолов» вновь посетил Константин Николаевич.

В 1853 на корабле состоялись последние мирные учения. В сентябре, перед началом Крымской войны, он перевёз 1466 солдат и офицеров из Севастополя на Кавказ. Вседствие пергрузок на нём открылась течь, ремонт продлился до февраля 1854. Из-за этого «Двенадцать апостолов» не смог принять участия в Синопском сражении.

По завершению ремонта корабль под командованием А. Х. Винка вошёл в состав эскадры, защищавшей севастопольский рейд. Когда в июне 1854 превосходящие англо-франко-турецкие силы блокировали в Севастополе русский флот, с «Двенадцати апостолов» сняли часть орудий (в основном бомбических) для усиления береговой артиллерии. Созданная на их основе батарея получила название «Двенадцатиапостольская».

18 (30) декабря 1854 года по указанию П. С. Нахимова на корабле устроен госпиталь. 6 (18) февраля 1855 он приказал приготовить «Двенадцать апостолов» к затоплению, и в ночь с 13 на 14 февраля (с 25 на 26 февраля) линейный корабль был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями. Корабль из-за своих больших размеров глубоко погрузился в ил, поэтому когда через два года начались работы по расчистке фарватера, поднять его не удалось. Осенью 1861 года он был взорван.