Среда, 24 Января 2018

Соцсети на верху

Крейсер 1 ранга "Варяг"

Купить СНПЧ А7 Вологда, оперативная доставка
Рейтинг:   / 128
ПлохоОтлично 
Крейсер 1 ранга Варяг

Количество листов: 13

Размер файла 675.44 KB Закачек 28

Описание, история

«Варяг» — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 19011904 гг. Участник знаменитого боя у Чемульпо (1904).

  • Подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» посвящены песни «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» и «Плещут холодные волны».
  • В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».
  • В 1958 и 1972 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением крейсера.
  • В 2003 году экспедиции под руководством журналиста ВГТРК Алексея Денисоваудалось отыскать точное место гибели крейсера в Ирландском море и обнаружить на дне его обломки[12]. Рассказ об этом вошёл в двухсерийный документальный фильм «Крейсер „Варяг“», приуроченный к столетию битвы у Чемульпо.[20]

Интересные факты

  • После окончания войны японский император наградил капитана Руднева орденом Восходящего Солнца за проявленный им героизм.
  • В селе Вутабоси Канашского района Чувашии освящена новая церковь Святого Пророка и Крестителя Иоанна. Любопытно, что сохранилась одна мемориальная доска «В этом доме проживал участник русско-японской войны 1904?1905 гг. комендоркрейсера „Варяг“ Зиновьев Канон Зиновьевич».
  • В 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо, главком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов лично наградил пятнадцать ветеранов медалями «За отвагу». Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».
  • Гюйс крейсера хранился до 2010 года в музее Инчхона.[11]
  • 11 ноября. В посольстве России в Сеуле в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева состоялась церемония передачи российской стороне властями южнокорейского города Инчхона гюйса (военно-морского флага) легендарного крейсера «Варяг» на временное хранение в течение пяти лет с правом продления этого срока.

Крейсер был заложен в 1898 году. Строительство велось вФиладельфии на верфях William Cramp and Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901вступил в строй.

После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре. Некоторые исследователи вслед за командиром крейсераРудневым утверждали то, что слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса, а также существенные дефекты, допущенные при строительстве, привели к тому, что уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 14 узлов, что практически сводило на нет его преимущества. И вследствие этого якобы даже рассматривался вопрос о возврате корабля для ремонта. Однако на испытаниях осенью 1903 г. «Варяг» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили наканонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем, а оправдательные отчеты Руднева грешат многочисленными неточностями.

В самом начале Русско-японской войны 1904—1905 годов крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральномкорейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства вСеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.).

26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) крейсеров «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.

27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Рудневполучил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми.

Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (орудия канонерской лодки были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными; официальные японские источники[7]утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.

«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6"?орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо. После оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам он был затоплен путём открытиякингстонов, а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари». В 1905 году после подъема судна корабль убыл в Японию.

Бой и гибель «Варяга» восхитили даже противника: то, что русские моряки поступили по канонам самурайской чести, было использовано в пропагандистских целях, как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего солнца.

После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них умерли. Ещё 11  раненых были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. ВОдессу на пароходе «Малайя» 19 марта 1904 года прибыла первая группа матросов и офицеров, в количестве около 300 человек, а третья, и последняя, группа — 6 апреля. Всего в Одессу было доставлено 30 офицеров и 600 матросов с крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», 55 матросов с «Севастополя», 30 казаков Забайкальской казачьей дивизии, охранявших русскую миссию в Сеуле. Из Одессы они проследовали на русских транспортных судах в Севастополь, а оттуда по линии Московско-Курской железной дороги в Петербург, через Симферополь, Москву и другие города. По всему маршруту морякам оказывался торжественный и трогательный приём.

16 апреля 1904 года они прибыли в Петербург и, выстроившись колоннами,— промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.[11]

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 3-го класса под названием «Соя» (яп. ??, мыс на северной оконечности Хоккайдо?). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял по 1913 год.

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён воВладивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана(совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт[12]. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.

13 июля 2009 года после переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, в Россию из Южной Кореи привезли реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты хранились в запасникахМетрополитен-Музея корейского города Инчхона. 25 июля, в канун Дня Военно-Морского Флота, экспозиция передвижной выставки «Крейсер „Варяг“. Обретение реликвий» была открыта в Государственном Эрмитаже. Впоследствии выставку увидели в Москве, Мурманске, Североморске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и на базахЧерноморского флота.

После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота броненосец «Микаса». Из последнего был сделан корабль-музей. До сих пор штурвал «Варяга» является одним из экспонатов.

11 ноября 2010 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева мэр Инчхона передал российским дипломатам гюйскрейсера «Варяг». Церемония прошла в посольстве России в Сеуле.

Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока. Памятники капитану крейсераВ. Ф. Рудневу установлены в Туле, Новомосковске и селе Савино Заокского района Тульской области.

В райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф. Е. Михайлову.

10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия исторического морского сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник. Мемориальная доска установлена на здании бывшего госпиталя Красного Креста, где проходили лечение получившие ранения в ходе боя моряки. Памятник представляет собой камень с одиноко лежащей на нём бронзовой бескозыркой. Автор монумента — заслуженный скульптор России Андрей Балашов.

На месте затопления крейсера, на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского населённого пункта Ленделфут, 30 июля2006 года установлена памятная доска. 8 сентября 2007 года там же установлен памятник.

 

Комментарии   

+1 #8 Максим Ощепков 18.03.2016 20:50
Цитирую Лемдянов Виталий Евненьевич:
Ребята, кто занимаеться моделированием?! Тонкий картон какую имеет плотность?! 160 толстовата..., пл моему, 100\120 пойдет?!

Пиши на форуме, все расскажут и покажут!
Цитировать
+1 #7 Лемдянов Виталий Евненьевич 16.03.2016 15:39
Ребята, кто занимаеться моделированием? ! Тонкий картон какую имеет плотность?! 160 толстовата..., пл моему, 100\120 пойдет?!
Цитировать
+1 #6 Лемдянов Виталий Евненьевич 13.03.2016 10:58
Всем привет, я новичок в этом замечательном деле, скажите, пожалуйста, а чертежи самому готовить надо или на листах они уже предоставлены?! Я скачал, но там четких чертежей не увидел, боюсь сам я не справлюсь( Сейчас, на данный момент, делаю модель СУ-27, как загрузить историю самолета и чертежи его на сайт?! Заранее спасибо.
Цитировать
+3 #5 Малиновский Лев Станиславович 05.02.2014 04:23
На примере подвига Варяга воспитано не одно поколение Российских моряков.
Цитировать
+3 #4 Малиновский Лев Станиславович 05.02.2014 00:30
На героическом примере воспитано не одно поколение русских военных моряков.Несгиба емый героизм моряков Варяга на века вошёл в историю.
Цитировать
+2 #3 Ян 29.01.2014 09:01
Посмотрел документальный фильм....обязат ельно сделаю модель "варяга"....
Цитировать
+4 #2 Добряков Александр Александрович 28.01.2014 16:34
Здесь необходимо добавить, что находясь, в качестве станционара в Чемульпо, экипаж крейсера более, чем наполовину состоял из новобранцев, принятых на борт, буквально перед уходом из Порт-Артура.
Цитировать
+2 #1 Ян 28.01.2014 09:12
Удивительная судьба у корабля...Истор ия впечатлила...Бл агодарю
Цитировать

Добавить комментарий

Вы можете войти на сайт и оставить комментарий используя:
           


Защитный код
Обновить