Понедельник, 23 Апреля 2018

Соцсети на верху

Канонерская лодка "Храбрый"

Купить СНПЧ А7 Вологда, оперативная доставка
Рейтинг:   / 73
ПлохоОтлично 
Канонерская лодка Храбрый

Количество листов: 11

Размер файла 415.17 KB Закачек 10

Описание, история

«Храбрый» — канонерская лодка Балтийского флота. Построена по образцу канонерских лодок типа «Грозящий». Отличалась от прототипа наличиемполубака, улучшавшего ее мореходные качества и иным составом артиллерийского вооружения.

Служба в составе советского флота

Канонерская лодка «Храбрый» зачислена в списки судов Балтийского флота30 января 1895 года. Заложена 15 декабря1894 года на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге, спущена на воду 9 ноября1895 года. Спуск на воду происходил в присутствии Николая II, который в этот же день заложил броненосцы «Ослябя»«Пересвет» и учебное судно «Верный». 

Он лично отдал команду на спуск канонерской лодки.

В середине июля 1897 года «Храбрый» начал кампанию. Утром 27 июляшведский пароход «Фредрие», разворачиваясь на Неве, въехал кормой в борт «Храброго», выше броневого пояса, погнув обшивку и переборку в лазаретном ватерклозете. Капитан шведского судна прислал агента для переговоров. Требовалось замена листа обшивки. За ремонт шведам начислили 2673 рубля 45 копеек.

28 августа 1899 года «Храбрый» отправился в свое первое заграничное плавание. Путь канонерки лежал через Северное море в Средиземное. В походе выявилось множество дефектов и недостатков в конструкции судна, о чем было сообщено Императору, который приказал немедленно произвести починку канонерской лодки. «Храбрый» был отправлен воФранцию и прошел ремонт на заводе «Форж и Шантье де ла Медитерране».

23 мая 1900 года «Храбрый» прошел приемные испытания по результатам ремонта. Российские приемщики были удовлетворены починкой судна. Ремонт обошелся в огромную сумму, которая составляла четверть затрат на постройку корпуса лодки.

В Средиземном море «Храбрый» нес службу как корабль дипломатической миссии, канонерская лодка в течение нескольких лет ходила по портам Средиземного моря, как в составе отряда, так и в одиночку. С началомРусско-Японской войны, все корабли под Андреевским флагом начали возвращаться в Россию из Средиземного моря. В распоряжении русской дипломатической миссии оставили лишь «Храбрый» и несколькоминоносцев. Эти корабли встречали и провожали соединения Второй Тихоокеанской эскадры. С канонерской лодки на крейсер «Олег» даже были отправлены шесть кочегаров и часть боезапаса.

8 августа 1906 года канонерка вернулась в Россию, завершив семилетнее плавание высочайшим смотром в КронштадтеЭкипаж получил благодарность Императора и денежные награды.

На Балтике «Храбрый» плавал в составе Третьего отряда минных судов, а в кампанию 1907 годаканонерка была причислена к учебному отряду Морского инженерного училища.

Война застала «Храбрый» во время плавания с кадетами. В 1915 году канонерская лодка была отправлена для защиты необорудованной базы в Утэ, а затем вошла в отряд обороны Або-Оландской шхерной позиции.

Во второй половине 1915 года «Храбрый» был включен в состав Морских сил обороны Рижского залива. Тогда же произошло перевооружение канонерской лодки: вместо устаревших орудий были установлены орудия с германского крейсера«Магдебург», погибшего у русских берегов 26 августа 1914 года.

Канонерская лодка приняла участие в Обороне Рижского залива. После ухода немцев из залива «Храбрый» в составе отряда оказывал поддержку сухопутным войскам, при участии канлодки был также высажен тактический десант в районе маякаДомеснес. В итоговом приказе за 1915 год командующий Балтийским флотом отметил и роль канонерки «Храбрый» в обороне Ирбенского пролива и содействии флангу войск на Рижском направлении.

В 1916 канонерская лодка была вновь перевооружена, на этот раз на новые 130/55 мм орудия. Из-за активности немецкой авиации на «Храбром» установили также зенитный пулемет. Одновременно с перевооружением была проведена модернизация, которая коснулась боевой рубки (поднята на 0,9 метра). Кроме того, были увеличены размеры носового мостика, убраны кормовой мостик и штурманская рубка.

После Февральской революции экипаж канонерской лодки вслед за крейсером «Адмирал Макаров» принял постановление об именовании «Храброго» «кораблём смерти».

30 сентября 1917 года «Храбрый» получил приказ идти на Кассарский плес для поддержки находящихся там российских миноносцев.

После полудня 1 октября германский линкор типа «Дойчланд» (это был «Кайзер»), державшийся на некотором расстоянии от русских судов (от «Храброго»-110 каб.), внезапно открыл огонь. Выстрелами был поврежден эсминец «Гром», который потерял ход.

В 12 часов 40 минут «Храбрый» снялся с якоря для осмотра берега Эзеля. В 12 часов 45 минут линейный корабль открыл огонь по нашему отряду, который сейчас же начал сниматься с якоря. Снаряд одного из первых залпов попал в машинное отделение «Грома» и вывел из действия обе турбины. Миноносец накренился на левый борт и запарил. «Храбрый», отошедший в это время от отряда на полторы мили, не желая покинуть товарища в беде, немедленно повернул на него и в 13 часов ошвартовавшись к нему своим правым бортом и закрепив буксиры, повел его на O со скоростью около 5 узлов. Инициатива командира «Храброго» была подтверждена сигналом начальника 11-го дивизиона: «„Храброму“ взять на буксир „Гром“». На «Громе» заклинило руль, «Храброму» пришлось идти под одною машиною, пары с «Грома» мешали видеть что либо впереди, шел по донесению командира «Храброго», как в молоке; девиация, конечно, сильно изменилась. Несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, «Храбрый» отвечал из своего кормового орудия и в то же время деятельно помогал «Грому», так что явилась даже надежда, что он скоро сможет дать ход.[1]

Для облегчения буксировки, эсминец «Константин» прикрыл канонерскую лодку «Храбрый» и поврежденный «Гром» дымовой завесой. Во время отхода русских кораблей с позиции, эсминец «Победитель» прошел мимо канлодки и раскачал ее волной, в результате чего лопнули буксиры. Команда эсминца «Гром», охваченная паникой, частично перебежала на канонерскую лодку, где была отправлена в нижние помещения во избежание распространения паники. Лодка, развернувшись бортом, добилась накрытия германского эсминца, который отошел за линию немецких судов. Стало понятно, что спасти «Гром» невозможно, поэтому с эсминца приняли экипаж. Отойдя на некоторое расстояние, «Храбрый» открыл огонь по «Грому», наводя под ватерлинию, при этом получил повреждения эсминец «В-98», пытавшийся буксировать захваченный русский корабль. «Гром» вскоре затонул[2]. За время боя канонерская лодка получила несколько попаданий, 6 человек были ранены.

На следующий день «Храбрый» с «Хивинцем» вновь обстреливали германские эсминцы у входа в Малый Зунд, после чего канонерские лодки ушли из залива вместе с флотом.

С октября 1918 года по 1922 год канлодка находилась на долговременном хранении в Кронштадтском порту. В конце 1922 годаполучила название «Красное Знамя». С 31 декабря 1922 года по 15 марта 1940 года использовалась в качестве учебной канонерской лодки. С 11 января 1935 года — в составе 2-го дивизиона бригады подводных лодок Морских сил Балтийского моря.

В 1930 прошла ремонт и перевооружение. От старой лодки фактически остался только корпус.

Во время Великой Отечественной войны участвовала в обороне побережья Финского залива и Ленинграда16 ноября 1942 годазатонула у острова Лавенсари после попадания торпеды, выпущенной финским торпедным катером[3]13 ноября 1943 годабыла поднята и 17 сентября 1944 года, после капитального ремонта, введена в строй. С 7 апреля 1956 года — учебная канонерская лодка, 13 марта 1959 года разоружена и обращена в плавучую казарму. Сдана на слом 3 июня 1960 года, разобрана на металл в начале 1960-х годов[4].

Комментарии   

0 #1 шад вероника викторовна 19.01.2016 04:57
интересная история
Цитировать

Добавить комментарий

Вы можете войти на сайт и оставить комментарий используя:
           


Защитный код
Обновить