
![]() ![]() |
Описание, история
Бородино — русский эскадренный броненосец. Построен в 1901 году в Петербурге на верфи «Новое адмиралтейство» под руководством корабельного инженера Д. В. Скворцова по переработанному проекту броненосца «Цесаревич». Заложен 25 мая 1900 года, спущен на воду 8 сентября 1901 года. Вступил в строй в сентябре 1904 года. Из-за ненадёжности машин броненосец мог развивать лишь 16 узлов вместо проектных 18.
Под командованием капитана 1-го ранга Петра Иосифовича Серебренниковаучаствовал в Цусимском сражении.
Постройка
Несомненные достоинства «Цесаревича» побудили российское морское ведомство выбрать его в качестве прототипа серии броненосцев, строительство которых намечалось на отечественных верфях. В 1900—1902 годах в Петербурге состоялась закладка сразу пяти кораблей типа «Бородино». Они отличались еще большей площадью бронирования (не защищенная на «Цесаревиче» батарея 75-мм орудий получила трехдюймовую броню), усовершенствованными узлами броневых стыков и рядом других изменений. Правда, за это пришлось заплатить уменьшением толщины брони. Увы, последнее не спасло новые броненосцы от чрезмерной перегрузки: их водоизмещение вместо 13 513т. по проекту в действительности перевалило за 14000т. Уровень инженерных расчетов того времени просто не позволял полностью избежать перегрузки или недогрузки кораблей. Несмотря на перегрузку при эксплуатации кораблей этого типа, были допущены грубые нарушения, в частности была допущена гигантская эксплуатационная перегрузка. В походе корабли серии "Бородино", грузили углем, водой и припасами до 17000т! Перед Цусимским боем водоизмещение "Бородино" составляло 15275т. В результате нижний броневой пояс полностью скрылся в воде, что сыграло роковую роль в судьбе двух кораблей этого типа.
Бронирование
- толщина нижнего броневого пояса (от носа до кормы) — 145-147-165-203-165-147-145 мм. Суммарная в центре 40мм(ПТП)+40мм(скос)+203мм(ГБП)=283мм. - толщина верхнего броневого пояса (от носа до кормы) — 102-125-152-125-102 мм - палубы — 72-91-99 мм суммарно в разных частях корабля и до 129-142 мм с районе бортовых срезов. Состояли из нижней броневой палубы толщиной 40мм на всем протяжении. Она за 2м от борта образовывала скос и примыкала к нижней кромки главного броневого пояса. Средняя (батарейная) имела толщину 32-51мм на разных участках от носа до кормы. Кроме того верхняя палуба бортовых срезов имела броню толщиной 51мм. Крыша среднего каземата ПМК не закрытая броней срезов и кормового каземата ПМК имела толщину брони 27мм. Броневой ящик носового каземата ПМК имел крышу и пол из брони толщиной 27мм. - артустановки ГК — 254 мм, их барбеты 229-178-102мм. - артустановки СК — 152мм, их барбеты 127-152мм. - казематов и часть борта — 76 мм. - боевой рубки и трубы в ЦП — 203 мм - крыши артустановок ГК и боевой рубки — 51 мм. Крыши артустановок СК - 38мм. - крыши и пол (только носового) казематов ПМК - 27мм. - вращающиеся столы артустановок ГК - 76мм, СК - 38мм. - противоторпедная переборка — 40 мм
Вооружение
Главным калибром броненосца были две спаренные башенные артустановки с 4-мя пушками калибра 305мм. Одна установка располагалась на носу, вторая на корме. 305мм пушки имели составной ствол с кольцевым скреплением длиной 40 калибров (12200мм) и поршневой затвор с ручным приводом. Дульная энергия 106,1МДж. Артустановки имели мощное противоснарядное бронирование, электроприводы горизонтального и вертикального наведения в секторе 270° по горизонтали и от -5° до +15° по вертикали. Артустановки имели механизм заряжания который состоял из двух пробойников, основного и резервного и системы подачи боеприпасов. Открывание и закрывание затворов производилось при нулевом угле возвышения, а заряжание при фиксированном угле возвышения +5°. Много времени требовалось для открытия и закрытия затворов. В итоге максимальная скорострельность установок составляла 1залп/90сек. Для стрельбы использовались относительно легкие бронебойные, фугасные, картечные и сегментные снаряды обр.1881г массой 331,7кг. Суммарный боекомплект корабля - 248 снарядов. Пушки сообщали им начальную скорость 792м/с и дальность 14,8км (80 кабельтовых). Артустановки имели три поста управления и два оптических прицела (по одному на орудие). Бронебойные снаряды имели хорошую баллистику, большую дальность прямого выстрела и высокую бронепробиваемость на малых дистанциях по горизонтали, но при этом уступали более тяжелым снарядам аналогичного калибра западных стран в бронепробиваемости на больших дистанциях и плохо пробивали палубную броню.
В качестве вспомогательного калибра броненосец имел шесть спаренных башенных артустановок с 12-ю пушками калибра 152мм. Они располагались побортно по три. 152мм пушки системы Канэ, по аналогии с главным калибром имели составной ствол с кольцевым скреплением длиной 45 калибров (6840мм) и поршневой затвор. Артустановки имели противоснарядное бронирование и электроприводы горизонтального и вертикального наведения. При этом для 1,2,5,6-й артустановок обеспечивался угол горизонтального наведения 135°, а для 3,4-й - 180°. Угол вертикального наведения был в пределах от -5°, до +20° для всех 152мм артустановок. Артустановки имели только механизм подачи боеприпасов, а заряжание производилось вручную заряжающими. Максимальная скорострельность 4-5залпов/60сек. Для стрельбы использовались 152мм снаряды патронного типа обр.1892г массой 41,5кг тех же типов, что и 305мм. Суммарный боекомплект - 564 снаряда. Отсутствие системы продувки ствола после выстрела сильно затрудняло работу расчета установки при длительной интенсивной стрельбе. Пушки обеспечивали 41,5-кг снарядам начальную скорость 792м/с и максимальную дальность 11,3км (61 кабельтов). Оптические прицелы и посты управления аналогичны АУ ГК.
Для защиты от эсминцев броненосец имел 20 75мм орудий Канэ, по 10 на борт, расположенных: 4 в носовой казематной батарее, 12 в центральной казематной батарее и 4 в кормовой казематной батарее. 75мм пушки имели ствол длиной 50 калибров (3750мм), ручные приводы наведения и механизированную подачу боекомплекта. Снаряды массой 4,92кг имели максимальную дальность 6,5км (35кабельтовых). Скорострельность 6-8выст/мин. Оптические прицелы аналогичны АУ ГК и СК.
Для защиты от малоразмерных, быстроходных целей, а также мин броненосец имел 20 палубных 47мм пушек Канэ и 10 7,62мм пулеметов Максим. Прицельная дальность стрельбы из пушек 3-4км, скорострельность 10выст/мин. Боекомплект располагался рядом в специальных беседках. Прицельная дальность стрельбы из пулеметов 1,5-2км. Скорострельность 600выст/мин.
Для добивания поврежденного корабля противника или уничтожения судна врага не представляющего угрозу в артиллерийском отношении, броненосец имел 4 торпедных аппарата калибра 381мм. Боекомплект 8 торпед Уайхеда. 381мм торпеда имела массу 450кг, БЧ 66кг и дальность пуска 0,9км при 25уз или 0,6км при 28уз. Кроме того корабль имел 20 мин заграждения.
В итоге на дистанции 30 кабельтовых (предполагаемой дистанции боя линейных кораблей в начале 20-го века) броненосец "Бородино" за 5 минут мог выпустить в противника 12-305мм, 150-152мм и 400-75мм снарядов.
Система управления огнем
СУАО mod.1899. Комплект приборов был впервые представлен на выставке в Париже в 1899 году и устанавливался на многие линейные корабли РИФ. Являлась прообразом современных систем центральной наводки. Основой системы являлись два визирных поста (ВП) – по одному на борт. Панкратические, оптические, монокулярные приборы данных постов - визиры центральной наводки (ВЦН) имели переменную кратность увеличения – 3х-4х. Поиск цели и наведение на нее оружия производил оператор ВП. При наведении на цель ВЦН, по шкале определялся угол места цели относительно диаметральной плоскости корабля, а связанная с ним следящая система автоматически выставляла данный угол стрелкой в принимающих приборах основных 8-ми башенных АУ и батарей 75мм орудий корабля. После этого наводчики-операторы (комендоры) осуществляли горизонтальную наводку своих установок до совмещения угла поворота АУ с углом места цели (т.н. принцип "совмещения стрелок") и цель попадала в поле зрения орудийных оптических прицелов. Оптические, панкратичесские, монокулярные прицелы системы Перепелкина имели переменную кратность увеличения – 3х-4х и изменяющийся в соответствии с ним угол поля зрения 6 – 8 градусов. Для подсвета цели в темное время суток использовались шесть боевых прожекторов с диаметром зеркала 750мм. Следующим этапом было определение расстояния до цели. Для этого в боевой рубке имелись две дальномерные станции – по одной на борт. В них были установлены горизонтально-базовые дальномеры «Barr and Studd» с базой 1200мм. Дальномерщик производил измерение расстояния и с помощью дальномерного ключа данные автоматически вводились в принимающие приборы боевой рубки, центрального поста, 8 основных башенных АУ и батарей 75мм орудий. Для контроля правильности передачи данных имелась система обратной связи с контрольным дальномерным циферблатом, показания которого сравнивались с введенными в принимающие приборы. Комплект приборов и магнитный компас в боевой рубке показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра. Курс и скорость цели он определял приблизительно «на глаз». Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силы ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы, вручную (на бумаге) производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по ВН и ГН. Так же выбирал тип АУ и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения в АУ, из которых предполагал поразить цель. Для этой цели в боевой рубке и центральном посту имелось комплект задающих приборов-указателей, которые через 47 кабельных жил передавали данные в принимающие приборы в АУ и 75мм батареях. Вся система работала на напряжении Uр=23В через трансформатор 105/23В (постоянный ток?). По ним в случае централизованного управления огнем передавались данные о углах вертикального и горизонтального наведения, роде используемых снарядов. После получения необходимых данных наводчики-операторы выбранных АУ устанавливали орудия на заданные углы (корректировали первоначальную установку по ВЦН) и производили их заряжание выбранным типом боеприпаса. После выполнения данной операции, находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал "0", выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым АУ открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или невозможностью по любой другой причине производить централизованное управление огнем, все 305мм, 152мм АУ и батарея 75мм орудий переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае по приборам передавались данные о своем курсе, своей скорости, направлении и силе ветра, угле места цели, расстоянии до нее, но все расчеты производились командиром АУ или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все АУ переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели, и наведение на нее производилось расчетом конкретной АУ с использованием только орудийного оптического прицела что резко ограничивало его эффективность и дальность. Наведение торпедных аппаратов производилось с помощью кольцевых прицелов с такой же следящей системой как у ВП для бортовых 381мм ТА или поворотом всего корпуса судна для нового и кормового 381мм ТА. Необходимо так же отметить, что офицерский состав и комендоры русских эскадренных броненосцев 2-й Тихоокеанской эскадры плохо освоили данную систему и использовали ее возможности далеко не полной мере.
Участие в бою
«Бородино» шёл третьим мателотом в колонне 1-го броненосного отряда. В 14:12 получил первое серьёзное попадание снаряда. В 14:18 из-за задымления «Князя Суворова» японские корабли перенесли сосредоточенный огонь на «Императора Александра III» и «Бородино». Примерно в 14:30 броненосец выкатился из строя вправо, но исправил повреждения и занял своё место в кильватерной колонне. В 14:38 авизо «Чихая» выпустил по броненосцу две торпеды с дистанции 13,5 кабельтовых.
В 14:40 «Император Александр III» вышел из строя, и «Бородино» возглавил колонну.
В 14:50 броненосец повернул на север, пытаясь прорваться за кормой у эскадры Камимуры, однако манёвр был замечен, и японские крейсера легли на курс сближения. В начале четвёртого «Бородино» повернул на юго-восток и в сгустившемся тумане разошёлся с Камимурой на контр-курсах. После этого броненосец вновь повернул на северо-запад и лёг на курс к Владивостоку. В начале пятого японский флот опять начал охватывать голову русской колонны, и «Бородино» повернул на юг, чтобы пройти у противника за кормой, в результате чего русская эскадра опять скрылась из видимости за туманом и дымом.
В 17:00, повинуясь приказу контр-адмирала Небогатова, «Бородино» опять повёл колонну на северо-восток, к Владивостоку. В 17:13 адмирал Того наткнулся на колонну русских броненосцев, но вскоре вновь потерял их в тумане. В ходе короткой перестрелки был тяжело ранен командир броненосца Серебренников, и командование принял старший офицер Макаров.
Около 18:00 японский флот опять догнал русскую эскадру и начал расстреливать «Бородино» и «Орел» с дистанции в 30 кабельтовых. «Бородино» попытался уклониться, но японцы вновь сократили расстояние. Около 18:50 на «Бородино» была сбита грот-мачта, и начался сильный пожар. В 19:00 в броненосец попали два 12" снаряда броненосца «Сикисима», после чего пламя из кормовой батареи поднялось на 10 метров над верхней палубой и быстро начало распространяться. Кормовая башня замолчала.
В 19:10-19:12 последний 12" снаряд из носовой башни японского броненосца «Фудзи» взорвался около правой носовой 6" башни «Бородино». Столб пламени и дыма поднялся на высоту дымовых труб. Броненосец окутался клубами дыма и пара. Пожары вышли из-под контроля. Внезапно броненосец повалился на правый борт, опрокинулся и вскоре затонул со всем экипажем. Из воды был спасён только матрос Семён Ющин.
Список корабельных и штабных офицеров, погибших в Цусимском сражении
- Флагманский Интендант Капитан 2 ранга Александр Густавович фон-Витте
- Командир Капитан 1 ранга Пётр Иосифович Серебрянников 1-й
- Старший офицер Капитан 2 ранга Дмитрий Сергеевич Макаров 2-й
- Ревизор Мичман Николай Оскарович Отт 1-й
- Старший минный офицер Лейтенант Алексей Фёдорович Геркен 1-й
- Младший минный офицер Лейтенант Владимир Титович Матковский
- Старший артиллерийский офицер Лейтенант Пётр Евгеньевич Завалишин 2-й
- Младший артиллерийский офицер Лейтенант Михаил Эдуардович Фукс
- Младший артиллерийский офицер Лейтенант Евдоким Иванович Яковлев 5-й
- Старший штурманский офицер Лейтенант Борис Илларионович Чайковский 1-й
- Младший штурманский офицер Мичман Константин Рудольфович Де Ливрон 4-й
- Вахтенный Начальник Лейтенант Алексей Павлович князь Еникеев
- Вахтенный Начальник Мичман Михаил Александрович Таранецкий
- Вахтенный Начальник Мичман Георгий Михайлович Жолкевич
- Вахтенный офицер Мичман Николай Николаевич Прикот
- Вахтенный офицер Мичман Николай Александрович Протасьев
- Вахтенный офицер Мичман Евгений Генрихович Цивинский 2-й
- Вахтенный офицер Мичман Александр Викторович Кочуков
- Вахтенный офицер Поручик Лейб Гвардии Гуссарского Полка Леонтий Павлович граф Бенигсен
- Вахтенный офицер Прапорщик по морской части Борис Владимирович Недзвецкий
- Старший судовой механик Подполковник КИМ Василий Семёнович Рябинин
- Трюмный механик Штабс-Капитан КИМ Владимир Константинович Нюхалов
- Судовой механик Штабс-Капитан КИМ Павел Павлович Корнеев
- Судовой механик Поручик КИМ Павел Михайлович Иорк
- Судовой механик Поручик КИМ Эрнест Николаевич Вульф
- Младший судовой механик Поручик КИМ Владимир Георгиевич Харитонов
- Младший судовой механик Прапорщик по мех. части Николай Степанович Певнев
- Младший судовой механик Прапорщик по мех. части Иван Иванович Дзахов
- Старший судовой врач Надворный Советник Фёдор Михайлович Лукин
- Младший судовой врач Лекарь Аксель Эдуардович Гнадеберг
- Корабельный инженер Младший Помомошник судостроителя Диодор Михайлович Шангин
- Судовой священник Иеромонах отец Варлаам
- Капельмейстер Павел Новиков