Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #1

  • Сотников Юрий
  • Сотников Юрий аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2260
  • Спасибо получено: 5223
  • Репутация: 42
Привет братцы корабелы и сочувствующие флоту !!!
История создания проекта -

Речные артиллерийские катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» (кодовое обозначение НАТО — «Shmel Class River Gunboat»), предназначались для решения задач несения дозорной службы на реках и озерах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных мелководных районах морей.

5 марта 1965 года ВМФ СССР и Министерство судостроительной промышленности СССР приняли совместное решение, утвердив тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование речного артиллерийского катера проекта 1204. При этом все находящиеся в строю бронекатера (БКА) стали классифицироваться как артиллерийские катера (АКА). Проектирование нового артиллерийского катера было поручено ЦМКБ «Алмаз», а конструктором был назначен Юлий Юльевич Бенуа. Технический проект артиллерийского катера «Шмель» был утвержден в конце 1965 года, а в 1966 году после смерти Ю. Ю. Бенуа дальнейшую работу по артиллерийскому катеру проекта 1204 продолжил конструктор Леонид Васильевич Озимов.
В 1967 году в Керчи (ССЗ «Залив») после постройки головного катера было развернуто крупносерийное производство артиллерийских катеров «Шмель» проекта 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и Ленинграде. Всего с 1967 по 1974 гг. на трех заводах было построено 118 артиллерийских катеров проекта 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР, а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.
Стальной корпус артиллерийского катера проекта 1204 был гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе движителей. Кроме того, был увеличен запас общей прочности корпуса (1,75) и он был разделен водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков.
Главная энергетическая установка была двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении. В качестве главных двигателей использовались дизели типа «М-50Ф» (ресурс до переборки 600 ч.) мощностью 1200 л. с. каждый. Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала в себя два автоматизированных дизель-генератора типа «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт, расположенные в генераторном отделении.
На артиллерийском катере «Шмель» проекта 1204 применялась система дистанционного управления дизельными установками «Орион».
Охлаждение двигателей предусматривалось забортной водой. Однако у артиллерийского катера проекта 1204 на р. Амударье была оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров были сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.
На АКА проекта 1204 разместили навигационные радиолокационные станции «Донец-2», «Лоция» и эхолот «НЭЛ-7». Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).

Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM». Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря закреплены стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу с помощью откидных замков крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем. Срок службы прожектора 6 лет.
Штурманское вооружение артиллерийского катера «Шмель» проекта 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2», предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи этих данных авторулевому «Самшит-АО 13», и магнитного компаса «КТ-М3м».
Средства радиосвязи на артиллерийском катере проекта 1204 были представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».
Все жилые помещения были изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением разместили пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыли специальной вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения были оборудованы искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе установили электроплиту и холодильную камеру.
На артиллерийском катере проекта 1204 запас топлива составляет 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т. Запас провизии на АКА проекта 1204 принимается из расчета на 7 суток автономности. Дальность плавания катера полным ходом составляет 240 миль, при скорости в 10 узлов — 320 миль.
Изначально, на артиллерийском катере «Шмель» проекта 1204 планировали установить 90-мм гладкоствольное орудие Д-62 плавающего танка ПТ-90 (Объект 906), который не был принят на вооружение. Поэтому АКА проекта 1204 получили на вооружение 76-мм танковую пушку «Д-56ТС» в башне от другого легкого плавающего танка ПТ-76Б.
Танковая башня ПТ-76Б из листовой брони имела форму усеченного конуса. В передней части танковой башни расположена прямоугольная амбразура для установки пушки, защищенная при помощи броневой маски с кожухом, и отверстия для болтов крепления рамки пушки, которая имеет щеки с отверстиями под цапфы, на которых крепится пушка.
Слева от амбразуры пушки в рамке имеется отверстие для прицела, защищенное бронировкой, с правой стороны — амбразура для пулемета.
С левой стороны башни вварен бронированный стакан для установки антенного основания. В кормовой части башни вварен бронированный колпак вентилятора. Слева от него просверлено сквозное отверстие под проводку к аппарату ТПУ командира десанта.

Снаружи к броневым листам башни приварены четыре крюка, предназначенных для захвата башни тросами при ее снятии и установке. В крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на шариковой опоре смонтирована вращающаяся командирская башенка, в которой размещены два прибора наблюдения ТНП и прибор наблюдения «ТПКУ-1» («ТПКУ-2») с пятикратным увеличением. Впереди справа от люка имеется отверстие для установки прибора наблюдения «МК-4» заряжающего.
С внутренней стороны к крыше башни приварен горизонтальный поручень для создания удобства работы командиру танка. Шариковая опора башни представляет собой радиально-упорный шарико-подшипник, обоймами которого являются погоны башни. Вращение башни осуществляется вручную или с помощью электропривода «ЭПБ-4».
76-мм пушка Д-56ТС имела дульный тормоз, эжекционную продувку канала ствола и двухплоскостной стабилизатор вооружения СТП-2П «Заря». Также в системе электроспуска пушки Д-56ТС устанавливались предохранители от преждевременного выстрела при не вполне закрытом затворе или при полностью закрытом затворе и специальный прибор автоблокировки, входивший в комплект системы стабилизации. Темп стрельбы из пушки Д-56ТС достигал 10 выстр./мин, прицельная скорострельность — 7 выстр./мин.
Управление артиллерийским огнем осуществлялось наводчиком с помощью телескопического шарнирного прицела «ТШК-2-66», бокового уровня и угломерного круга на погоне башни. Наведение пушки Д-56ТС на цель осуществляется вращением рукоятки маховика вертикального наведения и поворотом башни с помощью ручного или электрического привода, а при включенном стабилизаторе — с помощью пульта управления.
Целеуказание наводчик получал из боевой рубки от командира катера по внутрикорабельной связи. В качестве дополнительного вооружения в танковой башне от ПТ-76Б имелся спаренный с пушкой 7,62-мм танковый пулемет СГМТ (станковый модернизированный пулемет обр.1943 г. конструкции Горюнова, танковый).
Барбет носовой башни ПТ-76Б часто использовался при буксировке АКА пр. 1204, поскольку при обычном креплении буксирный конец вырывал якорный шпиль из палубы катера из-за недопустимой скорости буксировки.

По аналогии с вооружением БКА проекта 1124 и 1125 реактивными установками «М-8-М» и «М-13-М», на артиллерийском катере «Шмель» проекта 1204 установили реактивную пусковую установку БМ-14-17 (Индекс ГРАУ 8У36) с 17-ю направляющими длиной 1100 мм, расположенных в пакете в два яруса. В верхнем ярусе было 9 направляющих, а в нижнем ярусе — 8, закрепленных в люльке, установленной на смонтированной на палубе корабля тумбе. Заряжение и наведение на цель установки БМ-14-17 производилось подъемным и поворотным механизмами, имеющими ручной привод с палубы. Однако прицельная стрельба по береговым целям могла вестись только с неподвижного катера при отсутствии качки. Боекомплект для установки БМ-14-17 состоял из 34 осколочно-фугасных неуправляемых турбореактивных снарядов «М-14-ОФ», расположенных в кранцах по бортам на верхней палубе.
При проектировании артиллерийского катера «Шмель» проекта 1204 также предусматривалось его оснащение двумя установками противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9К11 «Малютка» (боезапас 4 ПТУР), расположенными побортно в районе 7-8 шп. с пультом управления на ходовом мостике. Однако, ПТРК «Малютка» имел ручную систему управления: оператор через оптический прицел следил за ракетой и вручную управлял ею по проводам. Подобная прицельная стрельба из ПТРК при движении катера, а тем более при волнении, была невозможна. В результате стабилизации прицела ПТРК не удалось достичь и от него отказались.
По аналогичной причине отказались от возможности размещения 120-мм миномета в районе палубы (30 шпация) от ходовой рубки до ЗПУ 2М-6.
В качестве средства ПВО и самообороны в кормовой части артиллерийского катера была размещена одна 14,5-мм ЗПУ 2М-6, которая ранее устанавливалась и на БКА проекта 191М и 192. Следует отметить, что при закрепленных на палубе катера минах стрельба из ЗПУ 2М-6 исключалась.
Для постановки мин в корме катера устанавливались скаты и минные рельсы, на которых могли размещаться до 10 малых морских якорных гальваноударных мин типа «ЯМ» (1943 г.) или до 4 малых донных мин типа «ИГДМ-500» (1957 г.).
У артиллерийских катеров «Шмель» проекта 1204 были забронированы следующие участки: ходовая рубка (стенки 10 мм, крыша 4 мм), борта (броневой пояс толщиной 8 мм от 26 до 46 шп.) и палуба в районе моторного отделения и поста управления двигателями (4 мм), танковая башня от ПТ-76Б (лоб 16 мм, стенки 16 мм, крыша 16 мм), барбет башни, где размещался боезапас (16 мм), ЗПУ 2М-6 (7+7 мм), барбет ЗПУ (16 мм) и переборка на 26 шп. (4 мм).

В процессе эксплуатации в состав вооружения артиллерийских катеров проекта 1204 вносились изменения: ЗПУ 2М-6 заменили на 25-мм АУ 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за ходовой рубкой соорудили каземат с бойницами для четырех 30-мм гранатометов БП-30. Также зенитное вооружение катера дополнили двумя ПЗРК «Стрела-2М» (боекоплект 8 ЗР). При этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77 т. На некоторых катерах проекта 1204 были установлены крепления для размещения МРГ-1.
Тактико-технические характеристики артиллерийских катеров проекта 1204:
Водоизмещение, т: 77;
Габаритные размеры, м: длина - 27,4, ширина - 4,32, высота – 2, осадка – 1;
Бронирование, мм; 4 - 16;
Двигатель: 2 х ДД М-50Ф;
Мощность, л.с.: 2 х 1200;
Движитель: 2 х ВФШ;
Скорость хода, уз.: полная – 24, экономическая – 10;
Дальность плавания, миль: 320 (10 уз.), 240 (20 уз.);
Автономность плавания, суток: 7;
Экипаж, чел.: 14 (1 офицер);
Навигационное вооружение: НРЛС «Донец-2»;
Вооружение: 1 х 76-мм пушка Д-56ТС, 1 х 7,62-мм пулемет СГМТ, 1 х 17 140-мм ПУ НУРС БМ-14-17 (34 НУРС);
Зенитная артиллерия: 1 х 2 25-мм АУ 2М-3М;
Ракетное вооружение: 2 х 1 ПЗРК «Стрела-2М» (8 ЗУР);
Минно-торпедное вооружение: до 4 мин ИГДМ

Последнее редактирование: 5 года 8 мес. назад от Сотников Юрий.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Скулков Евгений Александрович, Корсюк Г.А., Толчинский, Старпом, Бетюников Андрей Александрович у этого пользователя есть и 3 других благодарностей

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #2

  • Сотников Юрий
  • Сотников Юрий аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2260
  • Спасибо получено: 5223
  • Репутация: 42
Чтобы был стимул закончить начатое решил не спеша выкладывать постройку катера.Очень давно мне нравится сей катерок.Как обычно было собрана ВСЯ имеющаяся инфа по этому катеру.Хотя корабль и распространенный инфы не очень,На форуме Авиабазы были собраны все чертежи,с помощью друга чертежи были приведены в масштаб 1/50 так же нашел огромный фотообзор катера и фотографии двух моделей,катер будет окрашена основываясь вот на эту модель



Роясь в сети была найдена модель от издательства Дом Бумаги в масштабе 1/100 Сканы были приведены в масштаб 1/50 и распечатаны самое главное что меня волновало это теория корпуса,вырезав детали каркаса они были cdерены с теорией на чертеже и откорректированы,потом перечерчены с учетом коррекции переведены в файл Корел и вырезаны лазером на картоне 2мм



Скажу так,для такой не особо большой модели 546мм в масштабе 1/50 набор корпуса ОЧЕНЬ ПОДРОБНЫЙ не в каждом большом корабле дают такой набор.Мне очень повезло что пришлось вносить не очень большие изменения при перечерчивании
При длине 546мм 21 !!!!!!! шпангоут
Последнее редактирование: 5 года 8 мес. назад от Сотников Юрий.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Скулков Евгений Александрович, Корсюк Г.А., Толчинский, Старпом, Бетюников Андрей Александрович у этого пользователя есть и 2 других благодарностей

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #3

  • Сотников Юрий
  • Сотников Юрий аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2260
  • Спасибо получено: 5223
  • Репутация: 42
Вот сведенные на А4 чертежи,отсканированны и распечатаны

Последнее редактирование: 5 года 8 мес. назад от Сотников Юрий.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Скулков Евгений Александрович, Корсюк Г.А., Толчинский, Старпом, Бетюников Андрей Александрович у этого пользователя есть и 3 других благодарностей

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #4

  • Сотников Юрий
  • Сотников Юрий аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2260
  • Спасибо получено: 5223
  • Репутация: 42
Собран каркас,вставлены резьбовые втулки,теперь каркас надо шкурануть чтобы убрать все изъяны



Распечатал палубу , палуба в размер и масштаб 1/50

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Скулков Евгений Александрович, Корсюк Г.А., Толчинский, Старпом, Бетюников Андрей Александрович у этого пользователя есть и 2 других благодарностей

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #5

  • Старпом
  • Старпом аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1492
  • Спасибо получено: 3398
  • Репутация: 26
Ну, Ты Юра, прямо много станочник. Точнее много стапельник...
А, может так и надо. Ну, по крайней мере, глаз точно не "замылевается".
Я, пользовался этим методом, когда делал мастер-модели для литья фигурок. Когда делаешь долго, одно и тоже, глаз перестает воспринимать объект - "замыливается". Можно запороть. Откладываешь и работаешь над другим.
Так, что все нормалек, Братишка.
Хорошей и смотрибельной модели тебе.
Я, занял место для просмотра.
Удачи.
Модель- это крик твоей души, который ты услышал.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #6

  • Сотников Юрий
  • Сотников Юрий аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2260
  • Спасибо получено: 5223
  • Репутация: 42
Старпом братишка тая у меня всегда куча начатого,вот так было с тремя паровозами и экскаватором а потом в один прекраный момент бах и несколько моделей сразу заняли свое место :) А то действительно глаз замыливается (тем более у меня он один и остался :) )
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Корсюк Г.А., Толчинский

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #7

  • Толчинский
  • Толчинский аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2875
  • Спасибо получено: 5132
  • Репутация: 37
Интересный катер. Очень насыщенный. Загрузили по-полной. Прям страшён, как бахнет всё в труху!
Деталировка будет классной. А вот на хрена такой набор насыщенный сделали не понял. Юра жми!
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Сотников Юрий

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #8

  • Сотников Юрий
  • Сотников Юрий аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2260
  • Спасибо получено: 5223
  • Репутация: 42
Давыдыч привет !!! Буду жать :) Ну а набор такой насыщенный по чертежам там тоже 20 шпангоутов + кормовая стенка.
Не спеша сваяю :)
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Корсюк Г.А., Толчинский

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #9

Набор монументальный для такого маленького катера.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Сотников Юрий

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #10

  • Сотников Юрий
  • Сотников Юрий аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2260
  • Спасибо получено: 5223
  • Репутация: 42
Тарасов Игорь Владимирович пишет:
Набор монументальный для такого маленького катера.

Игорь ну так это да,но сколько в чертеже дано столько и надо
Администратор запретил публиковать записи гостям.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #11

это само собой что как в чертеже дано, так и надо делать...да еще и подводная часть в корме сложной формы...тут вот как увидел каркас вспомнил что видел типа такого...Бисмарк 1/200
OPIS06.jpg
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Сотников Юрий

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #12

  • Сотников Юрий
  • Сотников Юрий аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2260
  • Спасибо получено: 5223
  • Репутация: 42
Игорь,это Бисмарк в бумаге считается эталоном по деталироаке и достоверности оригинала.
Есть много моделей с продуманным каркасом вот взять РДОС Моряна от Дома бумаги,вообще те кто разрабатывают для их издательства молодцы , стараются уделять теории больше времени
Администратор запретил публиковать записи гостям.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #13

Симпатичный катер. Будем наблюдать. Удачи!
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Сотников Юрий

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #14

  • Сотников Юрий
  • Сотников Юрий аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2260
  • Спасибо получено: 5223
  • Репутация: 42
Всем привет !!! Вырезал палубу



Чтобы деталь палубы не ушла из размеров промазал ПВА не палубу а основу на которую будет наклеено (так делаю всегда) и вырезал



Ну и далее так как обозначения узлов даны на самый первый вариант катера уточнил какие основные узлы стоят на моем варианте и вырезал установочные места,ротом будут наклеены на основания узлов и установлены такой метод дает возможность избежать смещения при установке



Ну и наклеил на силовой набор

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Добряков Александр Александрович, Скулков Евгений Александрович, Корсюк Г.А., Толчинский, Старпом у этого пользователя есть и 4 других благодарностей

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАТЕР ПР.1204 "ШМЕЛЬ" 1/50 5 года 8 мес. назад #15

  • Толчинский
  • Толчинский аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2875
  • Спасибо получено: 5132
  • Репутация: 37
Очень даже интересное дело- вырез установочных мест. Никогда об этом не думал, хотя попадаюсь периодиески с размерами как ты и пишешь.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Сотников Юрий