Длина готовой модели: 38 см
Количество листов: 10
Формат листов: A3
53.91 MB 32
Описание, история
История проектирования
29 июня 1928 года ЦАГИ было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами. 13 июня 1929 началось строительство опытного образца ГАНТ-5, обводы которого были точно такими же, как у Ш-4. Промышленность не смогла обеспечить проект необходимой силовой установкой, в связи с чем пришлось закупать двигатели «Изотта-Фраскини» мощностью 1000 л. с.
Торпедные катера типа «Г-5» | ||
---|---|---|
| ||
Основная информация | ||
Тип | Торпедный катер | |
Государство флага | СССР, Испания, Финляндия, КНДР |
|
Верфь | завод № 194 | |
Строительство начато | 1933-1944 | |
Параметры | ||
Тоннаж | 15 тонн | |
Длина | 19,0 м | |
Ширина | 3,3 м | |
Осадка | 1,2 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 двигателя АМ-32 | |
Винты | 2 трёхлопастных винта | |
Мощность | 2 х 850 л. с. | |
Скорость | 51 узел полная
31 узел крейсерская |
|
Экипаж | 6 человек | |
Вооружение | ||
Торпедно-минное вооружение | 2x533-мм кормовых ТА | |
Зенитное вооружение | 2x7,62-мм пулёмета ДА |
История строительства
Катер отправили в Севастополь на испытания только 15 февраля 1933 года. Во время испытаний катер без вооружения достиг скорости 65,3 узлов, а в полной боевой нагрузке — 58 узлов. Однако, на серийные катера стали устанавливать отечественные двигатели (2 х 850 л. с. вместо 2 х 1000 л.с. на опытном образце). Испытания первых серийных катеров завершились в январе 1934 года. Стрительством занимался завод имени Андре Марти (завод № 194) в Ленинграде. Всего было построено свыше 300 единиц всех серий.
Конструкция
Материал корпуса — дюралюминий. Килевая балка коробчатой формы, 10 шпангоутов — закрытые профиля. Обшивка крепилась с помощью заклёпок.
4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 5 отсеков: I — форпик; II — моторный; III — отсек управления; IV — топливный; V — жёлобные торпедные аппараты (ТА). Экипаж по штату — 6 человек (практически иногда доходил до 11 человек).
Два полубалансирных руля. Переднее смотровое стекло бронированное.
Силовая установка
Два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина производства завода № 24. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-34. Частота вращения 2000 об/мин. Трёхлопастные гребные винты диаметром 680 мм. Для бесшумного хода выхлоп мог переключаться на подводный.
Могли поддерживать максимальную скорость в течение 15 минут, полную — 1 час, экономическую — 7 часов.
Горючее — бензин Б-74 или смесь из 70 % Б-70 и 30 % спирта.
Электроустановка — две динамомашины постоянного тока мощностью по 250 Вт каждая.
1 сентября 1934 года в мастерских ЦАГИ заложили Г-6 (увеличеный Г-5) — который должен был стать головным катером. Но в серию он не пошел.
Боевое применение
1 мая 1937 года на палубе испанского грузового судна Santo Tome в Картахену прибыли четыре Г-5[1], где их встречал Н. Г. Кузнецов (тогда еще советский военно-морской атташе в Испании). Уже тогда стала очевидна их низкая профпригодность, 2 из них были потеряны.
На Северном флоте служил только один Г-5 (№ 16), который из-за малого радиуса действия из боевой единицы был переведён в плавсредство.
На других театрах военных действий ситуация сложилась так, что только один раз за всю Великую Отечественную войну торпедные катера этого типа вышли в атаку на крупное соединение кораблей германских Кригсмарине. Германское соединение в составе крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и эсминцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве. На перехват им вышли 4 торпедных катера. Описание развития дальнейших событий разнятся в зависимости от того, кто их описывает. Подтверждённым фактом является то, что немецкие корабли ушли и больше для обстрела советских войск на Саарема не участвовали.
В подавляющем большинстве остальных случаев боевого применения торпедные катера использовались не по прямому назначению: для высадки десанта, постановка минных заграждений, доставка грузов, обстрела побережья, противоборства с катерами и минными тральщиками противника.
5 катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника - 2 ТКА ((№111, №163) были захвачены немецкими войсками на Черном море и Балтике, 3 (№54, №64, №141) - финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 г. возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».
Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР 5 катеров этого типа. 2 июля 1950 г. северо-корейский отряд из 4-х катеров Г-5 попытался атаковать крейсера союзников «Джюно» (США) и «Джамайка» (Великобритания), блокировавших прибрежные воды в районе Чумунжина, но были вовремя обнаружены противником и почти все уничтожены артиллерийским огнем (спастись удалось лишь 1 катеру) так и не выпустив торпед.