Длина готовой модели: 36 см
Количество листов: 16
Формат листов: A4
23.48 MB 10
Описание, история
«Orzel» (DS, 14. 8.1936/15.1.1938/2.1939 — погибла в мае — июне 1940),«Sep» (RD, 11.1936/17.10.1938/4.1939 — интернирована 16.9.1939)
Надводное — 1100/1473 т, подводное — 1650 т; 84x6,7x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 4740/ 1100 л.с., 19,4/9 уз., 123 т соляра, 7000(10)/100(5) миль. Эк. 60 чел. 8 х 1 и 2 х 2–550-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых и 2 сдвоенных поворотных, 20 торпед), 1x1–105-мм/41, 1 х2–40-мм, 1x2–13,2-мм пул.
В начале 1930-х гг. в Польше развернулась кампания по сбору средств среди населения на постройку большой подводной лодки. К середине 1935 г. необходимая сумма была собрана, и в Голландии заказали подводную лодку, получившую название «Orzel». Одновременно из бюджета выделили средства на постройку однотипной «Sep». Отправной точкой в проектировании послужила голландская О-16. По сравнению с оригиналом, польские ПЛ были крупнее, быстроходнее и имели более мощное вооружение. Уже на их основе для голландского флота впоследствии построили ПЛ О-19.
Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения — 80 м. Автономность — 90 дней. При постройке широко использовалась сварка. Из 12 ТА восемь находились в прочном корпусе, еще четыре — вне прочного корпуса в двух поворотных спаренных установках перед и за рубкой. Интересной особенностью подводной лодки этого типа стало то, что из 550-мм ТА можно было пускать как 550-мм, так и 533-мм торпеды.
Подводная лодка «Orzel» с началом войны ушла в Англию (с заходом из-за неисправности в Таллин), прибыла в Росайт 14.10.1939. С 25.5.1940 пропала без вести в Северном море (по разным данным, либо погибла 25 мая на англ, мине, либо — приблизительно 8 июня — на герм. мине).
«Sep» интернирована 17.9.1939 в Швеции. После войны в октябре 1945 г. вернулась в Польшу, сдана на слом в 1971–1972 гг.
В 1938 г. две подводные лодки усовершенствованного типа «Orzel» (надводное — 1175 т, подводное — 1550 т; 86,9x8x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 5400/ 1200 л.с., 20/9 уз., 3850(10) миль. Эк. 60 чел. 12–550-мм ТА, 2x2–40-мм) были заказаны во Франции (верфи ACL и N), их основное отличие от прототипа заключалось в отказе от артиллерийского орудия в пользу второго зенитного автомата. Постройка началась в 1939 г., но уже 22.4.1939 заказ на постройку так и не получивших название лодок отменили. Недостроенные корпуса впоследствии были уничтожены на стапелях немцами.